Фиджи. Часть первая

Голосов: 2

261

Н. Кормилев
вторник, 18 ноября 1975 г.

В Тихом океане, приблизительно 2.000 миль к востоку от Большого барьерного рифа, опоясывающего северо-восточный берег Австралии, лежит архипелаг Фиджи. Этот архипелаг состоит из 844 островов, островков, а то и просто рифов, только слегка выступающих из воды, на которых растут редкие пальмы, да ещё бегают крабы. Из всей этой массы островов, только несколько, вулканического происхождения, имеют людское население, остальные безлюдны.

Пару лет тому назад, мы с женой летели в Австралию из Гонолулу и решили остановиться на пару дней на Вити Леву, самом большом острове архипелага, на котором находится столица Сува и международный аэропорт Нанди. Сува имеет великолепную гавань, куда заходят океанские пароходы, но её окрестности настолько изрезаны оврагами, речёнками и небольшими горами, что международный аэропорт пришлось поместить на другом, западном, конце острова, где имеются равнины. Весь центр острова занят горами, до 5.000 футов высоты, обросшими тропическим лесом, в котором почти никто не живёт. Когда-то в этом лесу росло в изобилии дорогое сандаловое дерево, но ещё в прошлом столетии эти деревья почти все вырубили и вывезли и сейчас оно уже является редкостью.
В то время, аэропорт в Нанди ещё не был подготовлен для принятия громадных Боинг 747, и мы летели на Боинг 707, неутомимая лошадка, вот уже столько лет перевозящая пассажиров через все океаны. Летели мы на австралийской линии «Куантас» и нужно отдать справедливость, что услуга и кушанье было безупречным, что нельзя было сказать про нашу Пан-Ам, на которой мы возвращались, но об этом после.
Вылетели мы из Гонолулу в 6 часов утра 2 апреля, а прилетели в Нанди в 11 часов 30 минут 1 апреля! Не думайте, что это «апрельская шутка»: подлетая к Фиджи, мы пересекли «дневную линию», 180 меридиан к западу, или к востоку от Гринвича, считайте как хотите, и нам отсчитали один день, который мы получили назад только через два месяца, когда мы возвращались назад в Америку. Собственно говоря, 180-ый меридиан проходит через середину архипелага Фиджи, но так как было бы очень неудобно иметь на одном острове одну дату, а на другом другую, то линию передвинули к востоку от архипелага и сейчас он имеет ту же дату, как Австралия.

Фиджи лежит уже в Южном полушарии и пролетая экватор нам выдали «диплом» за подписью «Короля Нептуна» на звание рыцарей ордена «Экваторских воздушных путешественников». На дипломе изображён Король Нептун, мчащийся на колеснице запряжённой двумя конями, у которых задняя часть туловища рыбья. Нептун держит трезубец. Текст диплома гласил: «Да будет известно всем людям, что мистер и миссис такие-то, пересекли сегодня наш Экватор в Куантас Боинг 707 и стали свободными людьми воздуха и все права, привилегии и доходы резервированные для тех, кто пересекает в эрлайнере из одного полушария в другое, на них возлагаются. Все власти и администрации подчинённые его Могущественному Величеству да примут эти к знанию». Подписано: Нептун, омниум рекс и скреплено главным пилотом.
Без дальнейших приключений, мы спустились на аэродром в Нанди, наши стюардессы забегали, но просили всех оставаться на местах и не вставать. Минут через пять, в аэроплане появился чёрный дядя, держа в каждой руке по баночке со «спрейем» и проходя между сидений, начал поливать нас на право и на лево. Когда эта процедура закончилась, то нам объявили, что сейчас можем выйти в аэропорт (по-видимому, все злокачественные микробы на нас были уж уничтожены, и мы больше не представляли опасности). При выходе из аэроплана, нас разделили на овец и козлищ: первых впустили в «рай», где продавались без пошлины вина, ликёры, духи, фотографические аппараты и т. п. привлекательные вещи, нас же, желающих остаться в Фиджи, а не продолжать дальше в Австралию, повели в «чистилище», т. е. таможню. В таможне, узнав, что мы через два дня продолжаем дальше даже не открыли наши чемоданы, а просто поставили на них мелом какую-то закорючку и пропустили дальше, где ещё проштемпелевали, на всякий случай, наши паспорта.
Выйдя из главного здания аэропорта, мы были атакованы толпой черномазых, старавшихся вырвать у нас из рук наши чемоданы. Часть из них имели фуражки с золотыми галунами и название отелей, которые они представляли, другие имели простые кепки. Последние оказались шофёрами такси. Выбрав одного, показавшегося более симпатичным, мы назвали наш отель и спросили, сколько он возьмёт, так как такси метров не имеют. Услышав «50 центов», решили, что цена божеская и передали ему наш багаж. Я ещё в Гонолулу было резервировал комнату «с эр кондишен» и «прайват бас» в отеле, который был «возле самого аэропорта». Оказалось, что до него было 2 мили. Проехав этих две мили, мы подъехали к небольшому одноэтажному зданию, стоящему среди поля заросшего бурьяном. Это оказался наш отель. Хозяин тоже черномазый (на Фиджи 90 процентов населения «черномазые» или остатки фиджийцев, как индусы, которых англичане привозили на работы, так как фиджийцы работать не особенно любят. Сейчас индусы захватили в свои руки всю торговлю на островах и, как полагается, начались «расовые трения» между фиджийцами и индусами), сообщил, что комната резервирована, но только ещё не прибрана. Позвонив, хозяин приказал пришедшей горничной, тоже чёрной, провести нас в нашу комнату. Комнтата оказалась небольшой, с двумя железными кроватями, деревянным столиком и два стула. В окне торчал старый «эр кондишенер», а по соседству был умывальник и душ, исполнявшие обязанности «прайват бас». Делать было нечего, пришлось устраиваться, как могли. Горничная страшно удивилась, когда мы потребовали чистое бельё для кроватей, но всё же принесла его, а чтобы задобрить нас, вымыла и пол.
С нашим таксистом мы договорились, что он приедет через час и заберёт нас показать окрестности и городок Нанди, бывший милях в пяти от аэропорта. Точно через час, он уже трубил у нас под окном.
Надо сказать, что в начале апреля на Фиджи ещё «дождливый сезон» небо было покрыто облаками, солнце появлялось на несколько минут и снова исчезало, временами начинался дождик. На горизонте были видны зелёные горы, их верхушки в облаках, а кругом поля заросшие бурьяном и перемежающимися с полями сахарного тростника.
В общем, было похоже на Гаваи, только более примитивно. Ещё на Гаваях, мы «заразились» собиранием раковин на пляжах и, естественно, попав на Фиджи, решили посмотреть что имеется у них на пляжах. Поэтому попросили шофёра остановиться, когда дорога подошла к самому берегу моря, но успех был слабый: раковины были мелкими и большей частью разбитыми, вода грязноватая, с плавающими остатками тростника и водяных растений, к тому же снова начался дождик, мы оставили пляж и поехали дальше.
Скоро начался Нанди: одна длинная улица, на которой было несколько магазинов, начальная школа, почта и банк, да ещё несколько ресторанчиков, более похожих на обжорки. Во дворе школы были видны дети, все очень чисто и опрятно одеты, но большей частью босые, то же что и на Гаваях. Дети и тут и там очень вежливые, по крайней мере в начальных школах. Среди учеников «Хай скул» на Гаваях уже попадаются «патлатые» и в разорванных «джинсах», но все же не то, что в Нью Йорке или Лос Анжелосе.
Вдруг мы почувствовали, что не мешало бы чего-либо закусить. Справились у шофёра и тот посоветовал один китайский ресторанчик, куда мы и заехали. Ресторанчик был совсем простым: столы накрыты клетчатыми скатертями, публика была очень простая. Мы спросили «чоу меин с шримпами» и получили по большой тарелке очень вкусной еды. Видя, что наш шофёр стоит в нерешительности, мы пригласили его сесть с нами за стол, что он, с радостью, и сделал и очень скромно заказал себе тарелку супа. Я, конечно, заплатил за него, и мы стали приятелями. Покрутившись в Нанди и не найдя ничего интересного, мы вернулись в наш отель. На следующий день, в семь часов утра, мы должны были лететь в Суву на маленьком аэропланчике «Фиджи лайн». В 6 часов 30 минут наш шофёр уже нас ждал и через пять минут мы уже были опять на аэродроме.

Мы получили в кассе наши билеты и вышли на писту. На ней уже стоял маленький, беленький аэропланчик, с красной надписью «Фиджи лайн». Без четверти 7 нас пригласили влезать. В середине оказалось 16 сидений, что-то вроде небольшого автобуса, которые были быстро заняты. Стюард раздал нам по конфетке, и мы приготовились к полёту, но не тут-то было: в аэроплан вошёл пилот и сообщил, что в Суве сильный туман, и мы лететь не можем, так как не сможем спуститься. Пришлось всем вылезти и войти снова в здание аэропорта.

В утешение, нам дали по билетику, по которому могли получить в буфете бесплатно «кока колу» или чай. Кроме этого и ещё каких-то булочек, в буфете ничего не было. Пришлось ограничиться этим и ждать. Часа через полтора, в буфет пришёл пилот и сказал, что можем лететь. Все с радостью бросились к аэропланчику и минут через 5 аэропланчик уже бежал по писте. Ещё немного и мы поднялись в воздух.
Вид был замечательный: справа было видно море, с белыми бурунами, где кончались рифы, а вдали цепочка маленьких островков с пальмами. Перед нами и под нами было сплошное море облаков, из которых, как острова, подымались зелёные вершины гор. Так как был уже конец дождливого периода, то всё было зелено. Над нами, через разорванные облака, просвечивало солнце.
Минут через 20 горы начали снижаться и появились речки, обработанные поля и отдельные домики. Ещё немного и мы спустились перед небольшим, двухэтажным домиком — аэропорт «Сува». Выйдя из аэроплана, мы были опять атакованы черномазыми шофёрами, но узнав, что они просят 5 долларов до города, решили взять автобус, который брал только 50 центов.
До города было миль 15, и дорога всё время извивалась между холмами. С обеих сторон были небольшие кокосовые пальмы, манго и хлебные деревья. Последних на Гаваях было очень мало, а здесь они были повсюду. Через полчаса мы въехали в город и скоро остановились на большой площади с крытыми перронами, к которым подходили разные автобусы. Автобусы были очень широкие и короткие, с окнами без стёкол. Мы вылезли и направились пешком в центр города.
По переписи 1966 года в Фиджи жило 476.000 человек, из которых только 6.500 белых, занимавших высшие позиции в администрации колонии (тогда Фиджи ещё принадлежали Англии), в банках, экспортных компаниях и тому подобных местах. Кроме белых было ещё около 10.000 «частично белых», как их там называют, т. е. мулатов и метисов, затем 420.000 индусов, только 202.000 фиджийцев и около 5.000 китайцев.
Индусы захватили всю торговлю и эксплуатируют фиджийцев, которые больше занимаются земледелием. Отсюда ненависть фиджийцев против индусов и страх, что те захватят власть на островах, как большинство населения. И фиджийцы и индусы белизной не отличаются и по цвету кожи гораздо темнее гавайцев, которые коричневые, а не чёрные.
В 1970 году Фиджи стали независимым государством, но выиграло ли от этого население — не знаю, скорее нет, так как Англия каждый год доплачивала колонии многие миллионы из своего бюджета, а к тому же, англичане были арбитрами в междурассовых столкновениях. Кто выиграл, так это политики, которые стали президентом, министрами, послами и т. д., за счёт бедного населения.