Фиджи. Часть вторая

Голосов: 2

321

Н. Кормилев
вторник, 18 ноября 1975 г.

Первым европейцем побывавшим на Фиджи, был знаменитый голландский мореплаватель Тасман, который в 1643 году открыл второй по величине остров архипелага Фиджи, Вануа Леву (Большая земля). После него прошло 130 лет пока появился следующий европеец, знаменитый английский капитан Кук, который открыл остров Батоа, из боковой группы островов в архипелаге Фиджи, в 1774 году.

Через 15 лет мимо архипелага проплыл в лодке лейтенант Блай, которого взбунтовавшиеся матросы английского военного корабля «Баунти» посадили в лодку с несколькими матросами, остававшимися верными капитану, и пустили на все четыре стороны. Лейтенант Блай и его матросы проплыли мимо островов Вити Леву, Нгау, Коро и Яссава, но выйти на берег не посмели, боясь свирепых туземцев, которые, кстати сказать, в то время были каннибалами и съедали своих пленников.
В начале XIX века островами Фиджи заинтересовались американцы и английская компания Ост-Индия. Их привлекало дорогое сандаловое дерево. В 1835 году на Фиджи появляются первые миссионеры и сейчас большинство фиджийцев методисты.
Коренные фиджийцы образовались от смеси двух рас: полинезийцев, пришедших с островов Самоа и меланезийцев приплывших с островов Тонга. С приходом белых появились и метисы, или «частично белые», как их там называют. Фиджийцы всегда были очень воинственны и любили воевать, причём пленных обычно съедали. Белые принесли огнестрельное оружие, сифилис и туберкулёз. В результате, число фиджийцев за последних 100 лет нисколько не увеличилось, хотя английское правительство старалось прекратить кровавые междоусобные войны.
В 1874 году, когда Фиджи стали английской колонией, там жило 200.000 человек, почти все фиджийцы, а теперь их едва 40% населения. Для работ на плантациях сахарного тростника, англичане привозили индусов, теперь индусы составляют самую многочисленную группу населения. Теряя на выборах в пользу индусов, фиджийцы на них озлобились и сейчас отношения между этими двумя группами очень натянутые.
Как уже было сказано, мы попали на Фиджи в конце дождливого сезона и хотя температура была не слишком высокая, 82-85º по Фаренгейту, но влажность была очень высокая, и мы всё время были липкими. В первый день нашего пребывания, солнце только временами показывалось и часто налетали шквалы с дождём, но во второй день, к счастью, небо разведрилось, солнце светило вовсю, но влажность не уменьшилась и горы в отдалении были окутаны облаками.

Ещё перед отъездом из Нанди, на аэродроме я заметил блюстителя порядка. Он был конечно черномазый, в синем шлеме, какие носят английские «бобби», в синем же кителе с серебряными пуговицами, но дальше, вместо штанов, у него была белая пикейная юбочка до колен, с зигзагообразным подолом, и сандалии на босу ногу. Я так был восхищён его костюмом, что подошёл и спросил не разрешит ли он запечатлеть его на фотографии? К сожалению, он решительно отказался, сказав, что это запрещено. Я отошёл, но решил, что другого уже спрашивать не буду, а просто сниму.
Сува уже настоящий город. На главной улице было много магазинов, банки и пару ресторанов, а также полуоткрытые лавочки, где можно было получить «хат догс», мороженое, кофе или чай и кока-колу, да ещё какие-то местные печенья. Решив, что Сува культурный город, мы спросили есть ли тут туристическое бюро? На что получили ответ, что надо пройти дальше квартала три. В самом деле, скоро мы его нашли и вошли внутрь. Нас встретили две очень любезные и милые девушки, конечно коричневого цвета и с хибискусом в волосах. Мы им объяснили, что хотели бы попасть на какой-нибудь пляж (мы всё ещё надеялись найти на нём раковины). Нам очень любезно объяснили, что мы можем взять такси, конечно, но это будет стоить 5 долларов, а то и больше, но мы можем взять на главной площади автобус и это будет стоить несколько центов, автобус идёт каждые полчаса. Затем нам дали маленькую карту города, сказали номер автобуса, который надо было взять и до какого места ехать.
Жене дали на память искусственную»Катлею» и бутоньерку, а затем спросили, не хотим ли попробовать национальное фиджийское питьё «Якону»? Получив наше согласие, нас подвели к большому чану, в котором была налита какая-то коричневая жидкость. На Гаваях мы было попробовали тоже национальное кушанье «пои», приготовляемое из таро, но при всём желании есть его не могли, а местные его считают лакомством. Якона оказалась тоже не для европейского вкуса. Одна из девушек зачерпнула половинкой кокосового ореха эту жидкость и дала нам выпить. Вкус был потрясающий, но мы оба храбро выпили до конца. В награду за такое геройство нам выдали красивый диплом, на котором стояло: «Аи Лавалава Дау Гуну Якона, Содружество пьющих фиджийскую якону (каву)». Этим удостоверяется, что Мистер и миссис такие то, из Лос Анджелеса, Калифорния, США, наслаждались выпив бокал Яконы в Фиджийском бюро посетителей, 1 апреля 1970 года и теперь им разрешается пить якону в любом месте в солнечных южных морях. Подписано «Керени Осборн», выдано Фиджийским бюро посетителей, Острова Фиджи». Диплом был хоть куда!
Выполнив с честью наш долг и не посрамив русскую землю, мы отправились на главную площадь и с помощью полицейского нашли наш автобус, что было не так просто, так как было по крайней мере 10 или 12 разных линий отходивших от разных перронов. В автобусах один шофёр, он же и собиратель мзды. Билетов не было, а возле шофёра, на моторе, стояла плоская баночка из-под консервов, куда пассажиры клали деньги и, если было надобно, откуда он им давал сдачу. Я был очень удивлён, когда заметил, что влезавшие пассажиры давали ему монетки в 5 или 10 центов и иногда ещё получали сдачу! Я дал шофёру 50 центов за нас двоих и сказал куда хотим ехать и получил 30 центов сдачи! К такой дешевизне мы не привыкли!
Весь город, как только мы оставили главную улицу, утопал в цветах: разные сорта хибискуса, бугенвили, орхидей, выглядывали из каждого забора, стояли на верандах и в окнах. По дороге мы проехали мимо небольшой мечети. Оказывается в Суве имелись и мусульмане. Наконец шофёр нам сказал, что пора вылезать и указал на боковую улицу, по которой можно было пройти на пляж. Мы подумали, что это не наши американские шофёры, от которых редко получишь объяснение.
Пройдя на пляж, мы быстро разочаровались: плоский берег, вода мелкая и тёплая как суп, никаких раковин, только небольшая, рыжая собачёнка прыгала по воде и старалась поймать рыбку. Через пляж протекало несколько каналов с грязной водой, по-видимому, служивших канализацией для близ лежащих домиков. Мы покрутились и побрели назад к автобусу, которого пришлось ждать минут 20-25. Наконец, он появился, и мы благополучно опять добрались до главной площади.

Температура поднималась, а влага не уменьшалась, к тому же мы устали и проголодались. Я посадил жену на скамейку на главной улице, а сам пошёл искать, где бы можно было поесть? Искал я довольно долго, пока не нашёл один ресторан. Сунулся было в него и сразу же выскочил назад! На Гаваях я привык ходить по простому: алоха рубашка, трусики и сандалии на босу ногу. В таком виде я приехал и в Суву. Для температуры в 90º Фаренгейта и 80% влажности, костюм был самый подходящий. Жена была тоже в Муу муу, Гавайское, длинное платье без рукавов. В ресторане же был «эр-кондишен» и температура была вероятно ниже 70º, к тому же все столы были накрыты белоснежными скатертями и все лакеи были в белых смокингах. Ясно, что мы были не ко двору, а к тому же могли получить воспаление лёгких от такой перемены температуры. Пришлось искать что-либо другое. В конце концов, пришлось удовольствоваться «хат догом», кока-колой и какими то местными печеньями. От этой жары и влаги, жена совсем изнемогала и отказывалась идти куда-либо дальше.
Смотря на цены в магазинах, мы увидали, что все было гораздо дороже, чем в Америке, только фрукты и овощи были очень дёшевы. Отдохнув немного и закусив, мы отправились на крытый рынок, посмотреть, что там есть? Фрукты и овощи были в изобилии и страшно дешёвые: бананы, манго, папаи, авокадо и ещё какие-то вроде гуавы, были на каждом прилавке. Рыбы тоже было много, а мяса мало и оно было дорогим. Самое же главное, что мы нашли стойки на которых продавались раковины! Каких только их не было! Начиная с «Тритоновых труб», которые на Гаваях ценились в 40 долларов, здесь можно было купить за 3-4 доллара, но от них пришлось отказаться, так как они весят несколько фунтов, а у нас багаж и так весил слишком много. Всё же мы купили кое-какие более мелкие раковины, значительно увеличив свою коллекцию.

Наш аэропланчик улетал только в 7 часов веч., а больше делать было нечего и деваться тоже некуда, не идти же в какое-либо кино? Мы отправились в небольшой парк, в центре города и растянулись прямо на траве, видя, что это делают местные жители. В этом парке было одно замечательное растение: листья и цветы похожи на банан, но листья стояли веером, что производило странное впечатление.
К 6-ти часам мы поплелись опять на главную площадь, взяли автобус и поехали на аэродром. Через полчаса, мы влезли в наш аэропланчик и поднялись в воздух. Но дорога назад была далеко от приятной: поднялся туман, чтобы не натолкнуться на горы, мы взяли в сторону и летели над морем. Нас очень трясло и часто аэроплан проваливался в воздушные ямы, так что мы были очень довольны, когда спустились в Нанди. Наш придворный шофёр уже нас ждал чтобы отвезти в отель, а на следующий день отвёз на аэродром, и мы довольные, но уставшие, погрузились опять на Куантас и через 4 часа были уже в Сиднее, но это другая история.